Официальный сайт
  С-Пб ГКУЗ «ЦЕНТР ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ «ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ»
  ИМЕНИ С.С.МНУХИНА»
  Главная | Как нас найти? | Новости | История
 
doctor
 
16 августа 2013


Фесенко Ю.А.,

д.м.н., профессор кафедры клинической психологии СПбГПМА и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина

 

Эпоха социальных перемен: ребенок в опасности

     Дети, являясь будущим любого общества, остаются наиболее уязвимой социальной группой.  Сегодня уже ясно, что несчастные случаи чаще происходят как раз с теми, кто наиболее уязвим, и это в первую очередь относится к детям. Более того, они продолжают оставаться одной из самых обделенных вниманием групп.

     Михаил Рулев с сотрудниками около года назад провели социологическое  исследование, задавая родителям один вопрос: «Считаете ли вы необходимым специальное обучение ребенка основам личной безопасности»? И вот получили следующие возражения:

·        В этом нет необходимости, потому что мой ребенок никогда не остается один. Ведь с ребенком всегда кто-то находится рядом: родители, бабушка, дедушка, другие родственники, нянечки, воспитатели, учителя. Сам он никуда один не убежит, потому что так установлено в нашей семье.

·        Страхи сильно преувеличены. Не стоит верить слухам о том, что угроза жизни ребенка столь велика.

·        Ребенок еще мал, чтобы запоминать какие-то правила, да еще и применять их. Бесполезно его учить, он ничего не запомнит, потому что он очень мало помнит даже из того, что мы, родители, говорим ему каждый день.

·        Против судьбы ничего не сделать. Чему быть – того не миновать. Если на роду написано попасть в какую-нибудь переделку – избежать этого невозможно.

·        Кому надо – тот совершит преступление, и никакой самый подготовленный ребенок не сможет этому помешать. Взрослый преступник сильнее физически, может быть вооружен, на его стороне фактор внезапности.

·        Обучение правилам безопасности приведет к неврозу. Ведь нам в ходе обучения придется рассказывать ребенку об окружающих его опасностях. Это может серьезно нарушить его психическое состояние и даже привести к неврозу. Он будет шарахаться от малейшего стука и с криком убегать от любого прохожего.

·        Знакомство ребенка с возможными опасностями не только запугает его, но и приведет к задержке развития. Он не сможет беззаботно бегать и играть, будет прислушиваться к каждому шороху, представляя себе картины возможных ужасных последствий нападения. Следовательно, его развитие затормозится.

·        Если уж учить ребенка по-настоящему, надо сразу создать ему максимальные трудности. Если ребенок будет учить скучную теорию – толку не будет. Нужно сразу же помещать ребенка в опасную ситуацию. Пусть ищет выход из положения, приобретает свой, уникальный опыт.

·        Для того чтобы обучать ребенка, нужно специальное образование. У подавляющего большинства родителей его просто нет.

·        Обучать ребенка некогда. Родителям приходится много работать, чтобы заработать деньги для нормальной жизни ребенка.

     Что ответить на эти возражения? По официальной статистике только за 2007 год жертвами преступлений в России стали 161,6 тысяч несовершеннолетних, из них 2,5 тысячи детей, увы, погибли. В отношении более 70 тысяч подростков совершены преступления, сопряженные с насильственными действиями. 8,8 тысяч детей подверглись сексуальным домогательствам. Несложные подсчеты показывают, что в 2007 году в отношении почти 200 подростков ежедневно совершались преступления; ежедневно погибало 6-7 детей.

     По мнению ряда специалистов-медиков, средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у девочек – 6,5 лет, у мальчиков – 5. Конечно, обучение может усугубить уже начинающееся невротическое заболевание, но попадание такого ребенка в реально опасную ситуацию приведет к еще более тяжким последствиям. Только родители знают о точном состоянии своих детей, и поэтому есть возможность выбора времени начала и стратегии обучения. А невроз до начала занятий можно и нужно вылечить. Здоровый ребенок защитит себя гораздо лучше, чем невротичный.

     Один из основоположников гуманистической психологии и педагогики А. Маслоу считал, что уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости. Только ребенок, который чувствует себя в безопасности, «осмеливается» развиваться в здоровом направлении. Поэтому для обеспечения нормального развития ребенка его потребность в безопасности должна быть удовлетворена.

     Обязанность родителей – оберегать и обучать своего ребенка. Обученный ребенок имеет значительные шансы достойно выйти из ситуации, используя имеющийся у него инструмент решения проблем – систему собственной личной безопасности. Если вы не хотите навсегда потерять своего ребенка, вы найдете время на занятия с ним. Родители не имеют права уговаривать себя, что с их детьми ничего плохого не случиться, этим оправдывая свое бездействие. Нужно всегда действовать так, будто такая угроза есть. Именно при таком подходе вероятность попадания ребенка в психотравмирующую ситуацию уменьшается. Обучать ребенка ежедневно, ежечасно, ежеминутно нужно не только словом, но и своим собственным примером, демонстрацией уважительного отношения к своей собственной безопасности.

      Ваши дети, имея перед глазами такой замечательный пример, будут прилежными и счастливыми учениками, которые смогут в своей жизни предотвращать большинство опасностей, по возможности – избегать их, а при необходимости – уверенно и грамотно действовать.

     Необходимо понимать, что ребенок развивается не в изоляции, а в среде семьи, школы и целого общества. Поддержка ребенка на всех этих уровнях является критическим фактором для предопределения его поведения в дальнейшей жизни. Это особенно важно для детей из малоимущих и неблагополучных семей, поскольку именно они являются пострадавшими чаще всего.

     Когда у ребенка возникают первые проблемы в отношениях с социумом, зачастую обусловленные задержкой личностного созревания, учителя и родители считают  его поведение лишь проявлением лени или недостатками воспитания. Они начинают обвинять друг друга в потакании неправильным привычкам ребенка, в неправильном воспитании и даже в генетической передаче «вредных привычек» от одного из родителей. Взаимные обвинения еще больше усиливаются, в результате чего происходят роковые семейные конфликты. Другими словами, мы, взрослые, стремимся не понять ребенка, а ищем «крайнего». Этим «крайним»,  в конце концов, становится именно ребенок. А если мы не можем понять маленького человека, то, как ему разобраться в том, что происходит в окружающем его «взрослом мире», как определить – «что такое хорошо, и что такое плохо». Дети бесхитростны и простодушны. Значит – они заведомо обречены на поражение в соперничестве с опытными, хитрыми, двуликими взрослыми, особенно, если они аморальны и криминально настроены.

     Один из патриархов семейной психотерапии   К. Витакер выдвинул тезис: «Я не верю в людей – только в семьи… личность – это не более чем фрагмент семьи». Другими словами, структура семьи формирует как нормальный, так и патологический  стандарт поведения, которого вынужден придерживаться каждый из членов семьи, в том числе и ребенок. У ребенка, как у носителя наиболее чувствительной, не забитой жизненными поведенческими штампами психики, в условиях негармоничной семьи чаще всего и в более явном виде формируются патологические, с социальной точки зрения, но полезные для семьи аспекты поведения. Выступая в роли «козла отпущения», громоотвода, ребенок зачастую предохраняет семью от разрушения. Возникшие у ребенка проблемы с поведением, привлекают к нему внимание семьи, они заставляют отца и мать забыть на время о своих неприятностях на работе.

     Не будет ошибки, если в контексте сказанного заменить слово «семья» на слово «общество». Существует мнение, что человек вынужден вести себя ненормально, реагируя на ненормальную социальную структуру. Подводя итог, можно сказать, что слепой перенос наших взрослых проблем на детей лишь усугубляет проблемы его личностного роста, делает маленького человека  инфантильным, не умеющим разобраться в ситуации, ответить: «Нет!» человеку с плохим взглядом.

     Министры юстиции государств, входящих в Совет Европы, подписали на совещании, прошедшем на испанском острове Лансароте, конвенцию по защите детей от преступлений сексуального характера.. В документе отмечается, что «конвенция предусматривает ряд мер, в том числе, материальную и моральную поддержку жертв преступлений сексуального характера, что, в частности, включает создание в европейских государствах телефонов доверия, а также борьбу с так называемым «сексуальным туризмом», жертвами которого становятся несовершеннолетние в слаборазвитых странах».

      У нас в стране рассматривается законопроект под неброским названием «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», под которым подразумевается стремление депутатов ГД уберечь детей от развращающего влияния педофилов и производителей детской порнографии. Он поднимает планку так называемого «возраста согласия» с 14 до 16 лет и вводит ряд жестких санкций в отношении педофилов и производителей детского порно. Пока же эти «люди», пользуясь мягкостью закона, выходят на свободу и берутся за хорошо незабытое старое.

     Стремление общества обезопасить наших детей приветствуется всеми здравомыслящими людьми, но начальный этап профилактики все же за нами, обычными родителями, учителями школ, врачами и психологами.

 

Что необходимо делать

     Дети с проблемами

1.     Если Вы заметили, что поведение ребенка изменилось: от боязливости, повышенной слезливости, нерешительности, тревожности до раздражительности, чрезмерной капризности, агрессивности, незамедлительно проконсультируйтесь у детского психолога, психотерапевта.

2.     Если в Вашей семье начались или участились конфликты, если в них втянуты Ваши дети, если Вы не можете их самостоятельно разрешить, незамедлительно проконсультируйтесь (оптимально – со всеми значимыми членами семьи) у детского психолога, психотерапевта.

3.     Если Ваш ребенок приходит из школы с синяками, плачет, не рассказывает, что произошло, если он «скатился» в оценках, отказывается посещать занятия, незамедлительно выясните суть проблем в школе, проконсультируйтесь у детского психолога, психотерапевта, обратитесь в круглосуточную кризисную службу Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» (очно или по телефону доверияул. Чапыгина, д. 13, тел. 234-33-66,  576-10-10, 8-800-2000-122 или 004).

4.     Если Ваш ребенок стал замкнутым, поздно приходит домой, «постоянно врет», от него впервые запахло табаком или алкоголем, незамедлительно проконсультируйтесь у детского психолога, психотерапевта, обратитесь в круглосуточную кризисную службу Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» (очно или по телефону доверияул. Чапыгина, д. 13, тел. 234-33-66,  576-10-10, 8-800-2000-122 или 004).

5.     Если Ваш ребенок, бросив все дела, многими часами просиживает у компьютера, посещает «взрослые» сайты Интернета, увлекся игровыми автоматами, тратя на игру все карманные деньги, воруя деньги и вынося вещи из  дома, незамедлительно проконсультируйтесь у детского психолога, психотерапевта, обратитесь в круглосуточную кризисную службу Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» (очно или по телефону доверияул. Чапыгина, д. 13, тел. 234-33-66,  576-10-10, 8-800-2000-122 или 004).

 

 

Обычные, внешне благополучные дети

1.     Научите Вашего ребенка не бояться взрослых. Он должен уметь общаться со старшими вежливо, но с достоинством. Он должен уметь сказать: «Нет!» –  табаку, алкоголю, наркотикам, человеку с плохим взглядом (плохими намерениями).

2.     Научите Вашего ребенка уважать других. Это гарантия того, что он будет уважаем окружающими. С друзьями, приятелями легче противостоять людям, задумавшим худое. Сообща проще дать отпор злой силе.

3.     Научите ребенка задумываться над последствиями того, что он открывает дверь даже,  если  кто-то  стоит  на площадке, покидая квартиру, часто  оставляет  ее  открытой, беззаботно выбрасывает мусор или забирают почту, когда у него за спиной появился чужой, садится в лифт с незнакомыми людьми, спокойно идет навстречу незнакомцам.

4.     Научите Вашего ребенка осторожно пользоваться телефоном, чтобы тот  или  иной  человек, преступник не узнал о том, что является внутрисемейными ценностями, чтобы телефон не стал «отмычкой» для недоброжелателя. Пусть Ваш ребенок знает, что говорить позвонившему незнакомцу свои имя и фамилию, а тем более – адрес и то, что он один дома, категорически нельзя. Научите ребенка  в  случае опасности  звонить по тем телефонным номерам, которые знать жизненно необходимо (МЧС, милиция, «Скорая», номера мобильных и рабочих телефонов родителей).

5.     Научите Вашего ребенка, когда он один дома, не открывать дверь никому, даже  если  эти люди  представились работниками коммунальных услуг, милиции или почты, если  они  просят  принести  попить  или  дать   позвонить. Объясните своему ребенку, что все люди, не являющиеся его родными, для  него  посторонние, даже если они правильно называют его имя и фамилию, а также имя родителей, представляясь их сослуживцами или знакомыми.

6.     Научите Вашего ребенка выполнять ПРАВИЛО: никогда  и никуда  не ходить с посторонними людьми, если это не Ваша просьба. Никакие  уговоры,  что  эти люди пришли по вашему поручению или обещание купить  что-либо, покатать на красивой машине не должны соблазнить Вашего ребенка.

7.     Научите Вашего ребенка,  если  его   пытаются   увести насильно, попытаться  привлечь  внимание  прохожих громкими словами: «Я   не  знаю этих людей! Это не мои родители!».  Только в отделении милиции он может назвать свои имя, адрес и телефоны, по которым можно связаться с Вами.

8.     Научите Вашего ребенка не вступать в разговоры с посторонними на улице, не провоцировать их на агрессивные действия (вступать в спор, грубить, надсмехаться), не показывать им дорогу по их просьбе, провожая «до адреса», не заходить в лифт или парадную с незнакомцем.

9.     Научите Вашего ребенка не уходить из детского сада или школы с незнакомыми людьми, даже если они ссылаются на Вас. Если вы не сможете придти за ним, предупредите,  кто  его  заберет,  и  покажите этого человека в лицо, сообщив воспитателю или учителю о том, кто придет за ребенком. Если за ребенком пришли посторонние люди, о которых Вы  не предупреждали воспитателя  или учителя, попросите их  связаться  с  Вами.

10. Сделайте так, чтобы Ваш ребенок, став жертвой противоправных действий, не скрыл этого, рассказал Вам о том, что произошло, чтобы вы смогли вовремя пройти освидетельствование в органах правопорядка.

11. Помните, что, не научив ребенка ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ, а лишь стараясь ни на шаг не отпускать ребенка от себя, лишая его  тем  самым необходимой  ему  самостоятельности и делая его более доступным для разного рода  преступлений, мы не решим проблему.  Ужасно, если, потеряв  контроль  со  стороны родителей, ребенок не  знает, как ему поступить, если он беспомощен перед лицом криминогенной ситуации.

12. Ежедневно и ежечасно следите за собой, за своими словами, действиями. Помните, что дети подражают тем, кто старше, берут с них пример. Отнеся все вышесказанное к себе, мы, взрослые, сможем понять нашу роль в снижении уровня опасности для наших детей.

Итак,

·        Уделяйте Вашим детям больше времени, особенно для непосредственного общения (если Вы стоите у плиты, читаете газету, просматриваете телевизионные программы, а Ваш ребенок находится рядом и занят собой, это не означает, что Вы общаетесь с ним!). Не оставляйте ребенка один на один с его проблемами.

·        Чаще посещайте собрания в детском саду или школе, беседуйте с классным руководителем, с родителями одноклассников Вашего ребенка. Не пожалейте времени на то, чтобы зайти к школьному психологу.

·        Подберите Вашему ребенку спортивную секцию, клуб юного творчества, где он сможет реализовать себя, уйдя с улицы, таящей в себе в наше время немало опасностей.

·        Знакомьтесь со специальной литературой.

·        Посещайте психологические тренинги в санитарно-просветительных учреждениях, в центрах, занимающихся  вопросами психического здоровья, профилактикой различного рода зависимости, делинквентного (отклоняющегося) поведения у детей и подростков.

·        Не бойтесь обращаться за консультацией к специалистам, занимающимся проблемами детско-подросткового возраста. Сегодня этим вопросам уделяется достаточно внимания, и учреждения, где работают такие специалисты, есть практически во всех районах города.

·        Поймите, что умение почувствовать опасность, готовность громко звать на помощь, навыки активного сопротивления и возможность быстро покинуть место нападения могут быть развиты у ребенка в результате специальной подготовки.

·        Помните, что в нашем городе вопросы безопасности детей курируются Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга.

 


© «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»