Официальный сайт
  С-Пб ГКУЗ «ЦЕНТР ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ «ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ»
  ИМЕНИ С.С.МНУХИНА»
  Главная | Как нас найти? | Новости | История
 
doctor
 
24 марта 2016

Шигашов Д.Ю.*, Яковенко В.В.*, Горьковая И.А.**[1]

 

Проблема школьной дезадаптации у пациентов кризисного отделения Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина

 

Проблема школьной дезадаптации детей и подростков является комплексной, привлекает внимание педагогов, психологов, социальных работников, психиатров, сотрудников правоохранительной системы. В последние годы практически все специалисты отмечают увеличение числа детей и подростков, у которых наблюдаются разнообразные трудности, которые проявляются в процессе обучения. Основными симптомами школьной дезадаптации являются: школьная неуспеваемость, нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, сверстникам, к личностной перспективе и школьная тревожность.

Практически все работы, посвященные школьной дезадаптации, акцентируют внимание на причинах ее возникновения и закрепления, так как именно они определяют не только «мишени» психолого-педагогических воздействий, но и позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. К причинам школьной дезадаптации некоторые авторы относят подростковый стресс, который связан с возрастными особенностями и проявляется в беспокойном сне, отсутствии чувства отдыха  после пробуждения, трудности сосредоточения на учебном материале, отсутствии терпения в несложной психологической ситуации, конфликтности со сверстниками, жалобы на частые головные боли и т.д. Другие авторы основной причиной школьной дезадаптации считают психологическую зависимость от определенного педагога, которая, в частности, характеризуется потребностью ребенка в систематическом взаимодействии с ним и создает чувство защищенности, повышает самооценку и т.д. В то же время, психологическая зависимость от педагога может достигать патологического уровня, препятствовать развитию учащегося, отражаться на включенности в школьную жизнь.  Третьи авторы предлагают к рассмотрению целый ряд причин школьной дезадаптации, куда относят родительское отношение, неготовность к школе, леворукость, инфантилизм, недостаточная произвольность психических функций и т.д. Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство научных публикаций анализируют школьную дезадаптацию с психолого-педагогических позиций, тогда как медицинский аспект встречается недостаточно.

В связи с этим, целью данного исследования стало выявление частоты встречаемости, и рубрикация психических расстройств у детей и подростков, обращающихся в кризисное отделение Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени СС. Мнухина (далее – Центр) по поводу школьной дезадаптации с учетом клинических проявлений и сочетания с другими психологическими проблемами.

Всего с проблемами школьной дезадаптации в 2015 году в кризисное отделение Центра обратилось 1080 детей и подростков. Поводами обращения явились: школьная неуспеваемость – 616 (43,1%) обращений; конфликты со сверстниками – 318 (22,2%) обращений; нарушение мотивации школьной деятельности – 302 (21,1%) и конфликты с педагогами – 194 (13,6%) обращений.

Все пациенты со школьной дезадаптацией были поделены на две группы: условно здоровые и страдающие психическими расстройствами. В группу «условно здоровые»  включены несовершеннолетние с легкими функциональными нарушениями в виде   напряжения адаптационных процессов  (психоадаптационные состояния), характеризующиеся «нормальными ситуационными» реакциями с «микросимптомами» и «моносимптомами» психических расстройств, не достигающих клинического уровня.  Вторая группа – больные, в нее вошли несовершеннолетние с психодезадаптационным состоянием, достигающим клинического уровня психического расстройства  (невротического, неврозоподобного, патохарактерологического и др.). Среди всех несовершеннолетних, обратившихся в кризисное отделение со школьной дезадаптацией (1080 человек),   432 (40%)  на момент осмотра расценены как «условно здоровые», а 648 (60%) страдали различными психическими расстройствами.

Наиболее часто школьные проблемы  наблюдались у детей, страдающих расстройством адаптации, хроническим стрессовым расстройством, ПТСР – 30% (196 человек);  на втором месте – непсихотическими расстройствами на фоне органического поражения головного мозга – 18% (118 человек); на третьем месте СДВГ и неврозы – по 15% (101 и 98 человек соответственно) ; на четвертом месте  расстройства поведения – 12% (80 человек); на пятом – депрессии, нервная анорексия, ЗПР и ЗРР,  группа эндогенных расстройств (шизофрения, острые психозы, шизотипические расстройства), аутизм, смешанное расстройство учебных навыков – примерно по 1 %.

Выявился интересный факт: при том, что школьная дезадаптация чаще встречается у мальчиков,  психические расстройства в случае   школьной дезадаптации у девочек и мальчиков диагностируются почти с одинаковой частотой. Так, среди мальчиков  (1371 человек), обратившихся в кризисное отделение по различным поводам, у  50% (690 человек) имелись школьные проблемы, среди девочек (1047 человек) школьные проблемы имелись у 37% (390 человек). Психические расстройства у мальчиков выявлены в 61% случаев (422 человека), а у девочек – в 58% (390 человек).

 Школьная дезадаптация проявлялась в не усвоении учебного материала у интеллектуально сохранных детей  (43%, 616 человек), нарушении учебной мотивации (21%, 302 человека), нарушении школьной дисциплины, сопровождающейся конфликтами с одноклассниками (22%, 318 человек) и администрацией школы (13%, 194 человека). Наиболее частой жалобой является снижение успеваемости, но в большинстве случаев имелось сочетание проблем.

 В таблице 1 представлено распределение психических расстройств по рубрикам в зависимости от клинических проявлений        школьной дезадаптации.

 

Таблица 1

Психические расстройства у пациентов в зависимости от клинических проявлений школьной дезадаптации

Психические расстройства

Учебная неуспешность

Учебная не успешность с нарушениями поведения

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Расстройство адаптации, ПТСР,

63

30,3%

133

30,2%

Неврозы

29

13,9%

69

15,7%

Психопатии

1

0,5%

3

0,7%

Шизофрения,          Острое психотическое расстройство

5

2,4%

2

0,5%

Психические расстройства на фоне органического поражения головного мозга

60

28,8%

58

13,2%

Умственная отсталость

0

0,0%

0

0,0%

ЗПР с ЗРР

0

0,0%

9

2,0%

Аутизм

0

0,0%

7

1,6%

СДВГ

21

10,1%

80

18,2%

Расстройства поведения

21

10,1%

59

13,4%

Нервная анорексия

3

1,4%

8

1,8%

Расстройство привычек и влечений – зависимость

1

0,5%

1

0,2%

Депрессии

2

1,0%

8

1,8%

Смешанное расстройство учебных навыков

2

1,0%

3

0,7%

ИТОГО:

208

100%

440

100%

 

В структуре постстрессовых состояний (ПТСР, расстройство адаптации)  снижение успеваемости изолировано и в сочетании с нарушениями поведения встречается с одинаковой частотой (30%). Пациенты с психическими расстройствами на фоне резидуально – органического поражения головного мозга в 2 раза чаще реагируют изолированным снижением успеваемости, чем  сочетанием ее с нарушением школьной дисциплины (29% и 13%). Дети с СДВГ в два раза чаще имеют проблемы поведения в сочетании с  учебной не успешностью, чем изолированно проблема усвоения школьного материала. В группе детей с эндогенными расстройствами (шизофрения, острые психозы, шизотипические расстройства) превалировали проблемы усвоения учебного материала, и в 5 раз реже предъявлялись жалобы на конфликтное поведение в школе, в то время как при эндогенных депрессиях превалировали жалобы на сочетание проблем поведения с усвоением учебного материала.

Школьная дезадаптация не является единственной проблемой, с которой обращаются к психологам и психотерапевтам. Жалобы исключительно на школьные проблемы встречаются только в 26% (282 человека). В данной группе  психическое расстройство диагностировано в 43% случаев (120 человек).  В подавляющем большинстве имеется сочетание неблагоприятных, трудных жизненных ситуаций. Бывает сложно определить  приоритетный фактор, запускающий психическое расстройство или утяжеляющий его. Все это отражено в таблице 2.

Таблица 2

Сочетание школьной дезадаптации с другими  проблемами*

Причины обращения

Больные

%

Условно здоровые

%

Всего

Семейная дезадаптация

415

63,8%

235

36,2%

650

 - острый конфликт

28

73,7%

10

26,3%

38

 - хроническмй конфликт

224

74,9%

75

25,1%

299

 - развод

45

54,9%

37

45,1%

82

 - раздел ребенка

5

83,3%

1

16,7%

6

Девиантное поведение

176

83,4%

35

16,6%

211

Аддиктивное поведение

101

92,7%

8

7,3%

109

Проблемы общения

117

82,4%

25

17,6%

142

Проблемы созревания

262

76,6%

80

23,4%

342

Острая психотравма

16

80,0%

4

20,0%

20

Суицидное поведение

36

92,3%

3

7,7%

39

Сексуальное насилие

1

100,0%

0

0,0%

1

Физическое насилие

6

85,7%

1

14,3%

7

Школьная дезадаптация

648

60,0%

432

40,0%

1080

 

При сравнении частоты встречаемости сопутствующих стрессогенных факторов в обеих группах выявляются следующие закономерности. Наиболее часто встречается сочетание жалоб на школьную дезадаптацию с семейными проблемами в обеих группах, при этом в группе больных в 3 раза чаще отмечаются жалобы на острые и хронические семейные конфликты. Высоко конфликтные ситуации судебного разбирательства по определению места жительства ребенка в 4 раза чаще отмечается в этой же группе.  Травмы, связанные с разводом родителей встречаются одинаково часто в обеих группах.

Высоко травматичные события, такие, как пережитое сексуальное или физическое насилие, острые психотравмы в основном (от 80 до 100%) отмечались в анамнезе у детей второй группы,  и редко – у здоровых. В группе больных случаи  агрессивного и девиантного поведения  встречается в 5 раза чаще, чем в группе условно здоровых; а аддиктивного поведения – в 13 раз. По нашим данным, суицидальное поведение на фоне школьной дезадаптации высоко ассоциировано с психическим расстройством.  Во второй  группе чаще встречаются проблемы общения и проблемы созревания.

В итоге проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1.     Школьные психологические травмы могут стать этиологическим фактором стресс-зависимых расстройств, спровоцировать развитие эндогенных заболеваний или усугубить имеющуюся патологию.

2.    Школьные проблемы  могут являться первыми и важнейшими маркерами  общего нарушения социального функционирования  при  психических заболеваниях.

3.    Школьная дезадаптация в 60% случаев является проявлением психических расстройств, где на первом месте диагностируется ПТСР и расстройства адаптации, на втором месте – психические расстройства на фоне органического поражения головного мозга, на третьем месте – СДВГ и неврозы.

4.    У психически больных и условно здоровых детей и подростков  жалобы только на школьные проблемы встречаются в 26% случаев, тогда как в остальных 74% случаев наблюдается сочетание с другими психологическими проблемами, связанными в первую очередь с семейной дезадаптацией и проблемами созревания.

5.    Агрессивное, девиантное, аддиктивное, суицидальное поведение в сочетании со школьной дезадаптацией во много раз чаще встречается при психических расстройствах.

6.    Школьная дезадаптация чаще встречается среди мальчиков, тем не менее, психические расстройства по частоте встречаемости диагностируются одинаково вне зависимости от пола ребенка.

 

[1] * СПБ ГУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина;

 ** ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

 


© «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»