Официальный сайт
  С-Пб ГКУЗ «ЦЕНТР ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ «ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ»
  ИМЕНИ С.С.МНУХИНА»
  Главная | Как нас найти? | Новости | История
 
doctor
 
20 апреля 2016

Шигашов Дмитрий Юрьевич, к.м.н., главный врач Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина,

Фесенко Юрий Анатольевич, д.м.н., профессор кафедры клинической психологии Санкт-Петербургского Государственного педиатрического медицинского института, заместитель главного врача Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ

 

Психолого-педагогическое и клиническое изучение рейпирентных (подвергшихся какому-то насилию, в частности, сексуальному: rape (англ.) - изнасилование) подростков ставит во главу угла проблему не столько диагностического анализа возникающих и формирующихся аномально-личностных образований, сколько вопросы клинической и психолого-педагогической коррекции дальнейшего воспитания и развития таких детей и подростков в условиях различного уровня их пребывания в той или иной социальной ситуации – взаимодействия потерпевших со сверстниками и окружающими взрослыми. Образовательные учреждения уделяют особое внимание воспитанию и обучению подрастающего поколения, основываясь в своей работе законодательными правами, предоставляемыми институту семьи. Учебно-воспитательная работа с учащимися реализуется на основе принятой в начале ХХI века государственной «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.». Повсеместная ее реализация свидетельствует о том, что сделано за последнее десятилетие немало: создана система социального и психологического сопровождения обучающихся в условиях образовательных учреждений, направленная на профилактику отклоняющихся форм поведения, коррекции аномалий развития личности, обусловленных деструктивными социальными явлениями в обществе.

Как следует из положений Концепции, гуманитарное воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами социально активной личности, противодействующей негативным явлениям и способной успешно выполнять гражданские обязанности. В условиях дошкольного и среднего образования проблема воспитания и развития субъектов учения лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у детей и подростков адекватных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности к адекватному восприятию и оценке негативных воздействующих факторов на психическую сферу, включая и возможность насилия со стороны взрослых. В основе целевых программ разработка психолого-педагогических технологий, позволяющих реально моделировать условия взаимодействия того или иного образовательного учреждения и семьи, других социальных институтов, в деятельности которых отмечается реализация основных принципов гуманитарных аспектов воспитания и обучения.

Дети и подростки – участники «образовательной среды»[1] – воспринимают и усваивают «технологии педагогического воздействия»[2], которые несут в себе феноменологию восприятия и отражения объективной реальности, обретают стиль жизненных ориентиров и опыт субъективного оценивания межличностных отношений, которые формируются в условиях образовательной среды и вне ее.

Таким образом, актуальность проблемы разработки концепции социально-психологического и педагогического сопровождения детей и подростков, подвергшихся насилию, обусловлена следующим:

 

1.     Отсутствием комплексного клинико-психологического и педагогического исследования проблемы виктимного поведения в подростковом возрасте.

2.     Необходимостью психолого-педагогического обоснования мер профилактики виктимного поведения в различных условиях жизнедеятельности человека и его пагубного влияния на психическое развитие детей и подростков.

3.     Снижением качества жизни людей, что способствует проявлению асоциальных норм поведения, проявлению насилия над детьми в условиях семьи и других социальных институтах. 

4.     Сложностью задач психологического и педагогического характера, решаемых в процессе психологической диагностики и педагогической коррекции детей и подростков, подвергшихся насилию, и включенных в дальнейшую социальную реабилитацию.

5.     Существенным ростом социально-информационных воздействий на психическую человека, обусловливающих тенденции агрессивного поведения и замещающих сформированные ранее нормы поведения.

6.     Углублением социальных противоречий в аспекте возрастного развития человека и влиянием различных патогенных факторов, обусловливающих аномально-личностное развитие в подростковом возрасте.

7.     Необходимостью разработки научно-обоснованного подхода в изучении социально-психологических, педагогических и клинических детерминант проблемы виктимности в детском и подростковом возрасте, а также внедрения мер по их предупреждению.

Вместе с тем, современная организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, подвергшихся насилию, осложняется наличием ряда общих противоречий, между:

а) структурным реформированием ряда социальных институтов («Психологическая служба школы», «Социальная служба помощи семьи и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», «Государственное учреждение социального обслуживания детей и подростков с ограниченные возможностями здоровья», «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и др.) и усложнившимися задачами общей профилактической и реабилитационной практики, при которой отмечалась бы эффективность воздействия воспитательных и клинико-психологических мер;

б) фактическим оказанием помощи детям и подросткам, подвергшимся насилию, и пролонгированным воздействием социокультурной среды обитания – семьи, школы, неформальных организаций, других социальных институтов;

в) условиями жизнедеятельности рейпирентных детей и подростков и эффективностью мер социальной защиты, осуществляемыми социально-психологическими, медицинскими и правоохранительными службами.

Аномально-личностные образования, развивающиеся у рейпирентных подростков, представляют собой совокупность влияния биологических и психологических факторов, обусловливающих формирование личности подрастающего человека в условиях взаимодействия с различными социальными институтами – семьей, школой, формальными и неформальными группами. Психолого-педагогическая профилактика формировния аномалий личности у рейпирентных подростков будет наиболее эффективной при следующих социально-педагогических условиях коррекции:

а) изучении «социальной ситуации развития» детей и подростков, при которой возникает риск формирования аномально-личностных новообразований вследствие перенесенных случаев насилия;

б) клинико-психологической диагностике личностного развития детей и подростков, подвергшихся насилию;

в) оптимизации способов и приемов применения методов клинико-психологического и социально-педагогического воздействия на ближайшее социальное окружение рейпирентных подростков как средства профилактики аномалий личности;

г) изучении особенностей образовательной среды и внедрении новых педагогических инновационных методов обучения и воспитания рейпирентных подростков;

д) реализации системного анализа эффективности показателей профилактической работы с рейпирентными подростками в различных социальных институтах.

Учитывая все сказанное, можно с уверенностью сказать о том, что настало время для разработки теоретических и прикладных положений (в виде единой концепции), определяющих психологическое изучение и коррекцию личности детей и подростков, подвергшихся насилию; для создания условий, обеспечивающих эффективную психологическую профилактику аномально-личностных новообразований, формирующихся вследствие перенесенной виктимологической ситуации; для грамотного психолого-педагогического сопровождения рейпирентных подростков на различных этапах обучения и воспитания в семье, школе, других социальных институтах.

 

 

[1] Понятие «образовательная среда» рассматривается нами в контексте потребностно-мотивационных ориентиров обучающихся, определяющих особенности их поведения, как субъектов учения.

[2] Под термином «технология педагогического воздействия» мы понимаем особенности установления отношений между субъектами педагогического взаимодействия ¾ педагогом и обучающимися, ¾ используемые при этом психолого-педагогические приемы воздействия на учащегося в процессе обучения и воспитания.


© «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»